Пожалуй, ни один из приемов не обходится без маленьких пациентов, о которых родители говорят: «Он боится….». Некоторые сами признаются: «Я боюсь...». Боятся самого разного: мышей и темноты, громких звуков и «чужого дяди». Психиатры обоснованно говорят не о «страхе», a o «страхах» у детей; страх — явление неоднородное и по своему содержанию, и по силе, и по причинам. У одних детей он возникает только по ночам, у других — независимо от времени суток. Бывают страхи, связанные с реальными событиями и словно бы возникшие из ничего.
Хочется сразу же сказать самые теплые слова тем родителям, которые ищут помощи у врача. Это как раз тот случай, когда правильное воспитание ребенка невозможно без помощи психиатра. А ведь сколько мы знаем случаев, когда взрослые так решительно «борются» с детскими страхами, применяют такие меры воздействия, что ничего, кроме глубокого вреда, не приносят собственному ребенку. Вот строчки из письма:
«Моя четырехлетняя дочка уже два года панически боится темноты. Мы и уговаривали ее, и объясняли, и наказывали, даже били, однажды всей семьей сидели весь вечер в темной квартире — а она все хуже и хуже.
Теперь девочка стала бояться нас, родителей. Что делать?» Если бы это письмо было единственным...
Что же такое страх, что питает это чувство, откуда оно появляется, всегда ли страх — это болезнь?
Я вспоминаю других своих маленьких пациентов, попавших на прием в связи с тем, что они лишены чувства страха. Мальчик в трехлетнем возрасте не ощущает опасности высоты. Шестилетняя девочка в зоопарке бросается в ров с водой, чтобы поплавать с медведями. Десятилетний мальчик стремится перебежать улицу перед несущимся транспортом. Разные по возрасту и по формам поведения «бесстрашные» дети. Кажется, полная противоположность тем, кто мучается страхами. Почему же и те и другие нередко становятся пациентами детского психиатра?
У этих двух, казалось бы, различных групп детей имеется одна общая черта: нарушение присущего всему живому — инстинкт самосохранения. Того самого врожденного, не зависящего от нашего сознания рефлекса, который приобретается еще в утробе матери и сопровождает нас всю последующую жизнь. Если у детей «бесстрашных» инстинкт самосохранения снижен или отсутствует, то у детей со страхами он по различным причинам преувеличен.
В первые месяцы жизни инстинкт самосохранения проявляется бессознательно: ребенок жмурится от резкого света, отдергивает ручку от горячего или холодного предмета. А от всех тех бед, которые инстинкту «не по силам», оберегает ребенка мать. И именно она своими действиями и поучениями показывает младенцу, чего нужно остерегаться, формирует сознательное отношение ребенка к опасности. С годами социальные факторы (семья, школа, взаимоотношения с людьми, опыт прошлых поколений, запечатленный в литературе, в искусстве и т. д.) вносят свой вклад в развитие и усложнение чувства самосохранения. Его инстинктивная часть сохраняется: мы так же бессознательно отводим руку от горячего. Но инстинкт приобретает новую окраску: сознательно мы оберегаем честь, достоинство.
Для того чтобы понять зависимость между инстинктом самосохранения, социальной приспособленностью и развитием страха, обратим внимание на то, когда становятся заметны детские страхи. Наиболее ранний возраст, в котором они появляются, — это два-три года. В этом возрасте начинается осознание самого себя, формирование чувства собственного «я». И первые страхи, как правило, отражают все чуждое, непонятное этому «я». По мере взросления присоединяются и более сложные страхи — быть осмеянным, униженным.
Страх — это прежде всего сигнал о внутренней или внешней опасности.
В нормальных условиях он осуществляет положительную предохранительную функцию. Нарушение «сигнализации» — показатель нервно-психического неблагополучия; при таком заболевании страх часто служит ответом на мнимую опасность.
Почему в детстве страх — это самая распространенная реакция?
Потому что инстинкт самосохранения выражен очень активно (иначе маленький человек не мог бы выжить), а жизненного опыта еще нет. В этом надо видеть предпосылки для формирования страха (явного или скрытого) у каждого ребенка. Внешние условия жизни малыша: режим, взаимоотношения в семье, приемы воспитания. Во многом и определяют, воплотятся ли подобные предпосылки в ту или иную форму страха или найдут свое нормальное выражение в умении реально оценивать степень опасности различных жизненных ситуаций.
Первоисточники страха у детей неоднородны, и мы можем условно разделить их на две группы. Есть такие виды страха, которые возникают в связи с развитием нервно-психических заболеваний, например неврозов. Это — особая проблема, требующая отдельного разговора. Гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. На них следует остановиться более подробно. Их прямой источник - взрослые, окружающие ребенка: родители, бабушки, воспитатели детских учреждений, нередко случайные люди. «Не подходи к яме — там серый волк», «Не бери чужие игрушки — тебя тетя побьет»,«He открывай дверь — там дядька с топором». Малышу может быть не ясно, чем опасен волк или дядька с топором, но он отлично распознает сигнал об опасности в угрожающей интонации. Ответом на него будет естественная реакция страха.
Взрослому удается достичь того, чтобы ребенок не бегал, слушался, не лез куда не надо, с помощью страха. Но беда в том, что страх может закрепиться, распространиться на сходные, но уже вовсе безопасные ситуации.
К числу внушенных мы отнесли бы и разновидность детских страхов, которые условно называем отраженными. Излишняя тревожность родителей, неосторожные разговоры при ребенке о болезнях, смертях, воровстве, пожарах, убийствах — все это отражается на его психике и может формировать страхи. Дети ведь непоколебимо доверяют слову взрослого, тем более родителей, а непонятное или недосказанное достраивают с помощью воображения.
После того как мы обсудили причины и механизмы возникновения страхов, нам легче вернуться к вопросу, с которого началась статья. Нередко говорят, что с детскими страхами надо бороться. Отнесемся осторожно к этому слову: содержащийся в нем оттенок решительности и силового напора далеко не безопасен. А вот как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже появились, — это уже реальный предмет для разговора. Для начала такая просьба: товарищи родители, вглядитесь в себя, на минуту поднимите глаза от статьи и подумайте... И вы, наверное, припомните что-то (какое-то событие, свое собственное поведение, реакцию окружающих), способствовавшее развитию страха у вашего ребенка. Это позволит вам согласиться: очень часто мы бываем неосторожны, неосмотрительны, невнимательны. Мы не бережем спокойствие ребенка. Неизбежно порождают страх у малыша семейные конфликты в его присутствии. А чем же еще, кроме страха, он может ответить на них? Ведь он видит искаженные гневом лица, слышит угрожающие интонации, грубые слова самых близких ему людей. Или вы обходитесь без ссор, во всяком случае при ребенке? Что же, это очень хорошо. Но поводов для развития страхов может быть достаточно и в благополучной семье, если родители беспечны. Изучая поведение детей, физиологи и психиатры пришли к выводу, что новорожденные дети боятся резких звуков и падений. Это надо учитывать с первых дней жизни ребенка. Не говорите резко и громко, приглушайте телевизор и радио, не перекладывайте младенца резкими движениями. Играя с маленькими детьми, не подбрасывайте их вверх-это может испугать. Страх резкого перемещения в пространстве исчезает только к трем-четырем годам.
Вы читаете детям сказки и не всегда обращаете внимание на то, что сценка «нашу муху в уголок поволок» полна устрашающих переживаний для ребенка в два-три года. Ведь отличить реальное от вымысла он сможет только в пять-шесть лет. Не спешите просвещать ребенка преждевременно. Жизнь подсказывает, что ради его спокойствия иногда при чтении нужно пропустить «страшное» или придумать такой поворот сюжета, который не порождал бы у ребенка отрицательных эмоций. В этом, кстати, заложена одна из основ воспитания доброты. Злое, опасное все равно встретится на пути вашего ребенка, но пусть это произойдет как можно позже. Чем старше ребенок, тем легче будет ему понять ваши объяснения и преодолеть чувство страха в угрожающих ситуациях.
Некоторые дети боятся незнакомых людей, животных, другие не могут оставаться в одиночестве, треть панически боятся темноты. Не следует в этих случаях навязывать ребенку нежелательные для него переживания. Мягкое, терпеливое включение элементов пугающей ситуации в игру (боится темноты заведите вместе с ним игру, где нужно совсем немножко, недолго находиться хотя бы в относительной темноте), а затем и спокойные разъяснения помогут вам преодолеть его боязливость.
Многие родители спрашивают, надо ли «идти на поводу», если ребенок боится оставаться один в комнате, не засыпает без света... Ответ однозначен — надо!
Такое временное отступление принесет больше пользы, чем упорное стремление искоренить страхи «позиций силы».
Как мы бываем неосторожны даже тогда, когда хотим доставить удовольствие своим детям! За последние годы у меня появились маленькие пациенты, у которых страх развился после приглашения домой Деда Мороза с новогодними подарками. Далеко не все дети в два-три года получают удовольствие от посещения зоопарка или цирка, многие откровенно боятся таких зрелищ.
Для предотвращения страха все ваши действия, в том числе и связанные с желанием доставить радость, надо мысленно примерить именно к вашему ребенку. К сожалению, взрослые не всегда учитывают, что их любовь к детям это одно из условий их спокойствия. Если ребенок (в любом возрасте) постоянно чувствует, что он защищен от опасности вашей любовью, то поводов для развития страхов будет значительно меньше. Не бойтесь проявлять нежность, участие, понимание по отношению к вашему малышу, и вы скоро избавите его от боязливости. Строгость воспринимается некоторыми детьми как утрата родительской любви. Запомните: всякое насилие (словесное или физическое) отчуждает вас от ребенка; вы пользуетесь силой, он подчиняется из страха. Потом вы помирились, нашли общий язык, но страх уже проложил тропинку в сознание маленького и в любой момент может проявиться по другому поводу. Как бы вы ни старались, вам вряд ли удастся объяснить сыну или дочери, что страхи нелепы; разговоры об этом могут только усугубить ожидание страшного. Здесь опять-таки выход надо искать в игре, в которой «страшное», во-первых, оказывается ненастоящим, а во-вторых, интересным и чем-то даже привлекательным.
Детские страхи, если их правильно понимать, разумно к ним относиться и доброжелательно помогать ребенку, чаще всего исчезают бесследно. Бесследно, но это не значит — сами собой. Именно из неустраненных ранних страхов возникают боязнь детского сада, боязнь школы, а у взрослых — такие черты характера, как неуверенность в себе, тревожность, мнительность.
Автор: Л. Жезлова
Источник: журнал «Семья и школа» 7 выпуск 1983 год