В последнее время, особенно и связи с публикацией документов о реформе средней общеобразовальной и профессиональной школы, необычайно возрос интерес к проблемам взаимоотношений педагогических коллективов школ и родителей, к организации широкого педагогического просвещения, к вопросам дальнейшего совершенствования совместной работы школы, семьи и общественности по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения.
Сегодня у школы много помощников. В том числе и родительский актив, на который падает немало забот. Чтобы совместная работа была слаженной и результативной, нужно хорошо понимать друг друга, четко уяснить обоюдные права и обязанности.
В течение ряда лет наш журнал публиковал материалы в помощь родитель-стому активу. Тема, однако, далеко не исчерпана. Реформа школы наметила новые задачи, решение которых возможно только при тесном содружестве родителей и педагогов. Что главное сегодня в этой работе? В каком направлении будут совершенствоваться ее формы? Что делает родителей в школе не гостями, а полноправными участниками педагогического процесса? Каким завтра станет педагогический всеобуч населения? Вот вопросы, которые обсуждали участники «круглого стола», проведенного «Семьей и школой».
Во встрече участвовали:
И. С. Авакимова. Реформа школы ставит задачей улучшение всей воспитательной работы в школе. Так вот, родители-общественники в силах помочь учителю в индивидуальной воспитательной. работе с каждым учеником, с каждой семьей. Малыш переступает порог школы. Что знает о нем учитель? Почти ничего. В этом незнании порой источник педагогических ошибок. Как их избежать? Несколько лет назад наши учителя начальных классов впервые пришли в подготовительные группы детских садов, чтобы увидеть, кого вскоре будут учить, узнать особенности характеров малышей, познакомиться с их родителями. Это позволяет заранее предугадать, как будут. складываться у ребенка отношения в школе, — что нужно предпринять уже на первых порах, чтобы переход к школьной жизни был безболезненным.
Так что наше содружество с родителями начинает складываться задолго до того, как ребенок наденет школьную форму.
В личном деле каждого ученика хранится характеристика, первые страницы которой заполнены еще воспитателем детского сада. Потом идут записи, сделанные учителем начальных классов, членами родительского комитета. Мама, папа тоже могут вписать в эту тетрадь несколько строк: «Мой сын любит животных и птиц, держит рыбок. Он с удовольствием помогает мне по хозяйству…» Год от года записи становятся обстоятельнее, и можно проследить, какие перемены происходят в характере ребенка, как идет учеба, как складываются его отношения в коллективе сверстников. Особенно помогают эти записи, когда важно знать истоки тех или иных отклонений в поведении ученика.
Учителя школы постоянно сотрудничают с родительским активом. Нередко именно члены родительского комитета помогают педагогу разобраться в сложной ситуации, встречаются с отцом или матерью, намечают и проводят в жизнь мероприятия во благо ребенка.
Г. П. Разумихина. И все-таки пока в большинстве школ очень однобоко используют помощь родительского актива. Чего ждут от родителей обычно? Вымыть окна, сделать какую-нибудь полку для класса, съездить в качестве сопровождающего на экскурсию, оформить диаграмму или стенд для кабинета, починить мебель. В основном деятельность хозяйственная, и очень мало педагогической. Сегодня же задача формулируется иначе; родительский комитет должен стать помощником учителя в воспитании коллектива детей. А это возможно только при общей заинтересованности порученному делу. Довольно типичная картина; педагог дал поручение, родители его выполнили. А хотелось бы по-другому. Не должно быть у классного руководителя еще одного объекта заботы — взрослых, которых надо вовремя с умом «озадачить». Настоящий, доверительный контакт педагогов с родительским комитетом класса прежде всего предполагает активность взрослых. Конечно, тон должен задать учитель, пробудить активность, что вполне возможно. В моем классе все началось с конкурса семейных газет про осень. Почему семейных? Я понимала, дети четвертого класса самостоятельно еще не смогут сделать красивую газету, обязательно им станут помогать старшие. Так пусть помощь будет явной. И взрослым необходимы такие встречи. Родителям приоткрываются сложности учительского труда. Папы и мамы видят собственного ребенка с незнакомой для них стороны. И самое существенное.
Родители становятся не только воспитателями одноклассников сына, дочери, но и друг друга. Когда они выполнили задание, мне стали ясны отношения в семьях между родителями и детьми и даже между самими взрослыми. Кроме того, конкурс всех подтолкнул к общению. Как только вывесили первую работу, стали звонить друг к другу, спрашивать: «А вы что делаете? У вас как получается?»
Вскоре родительский комитет уже сам предложил мне: «Мы бы хотели провести поход всем классом — дети и взрослые...» В тот день, скажу честно, я в походе отдыхала, потому что двенадцать взрослых, половина - мужчины, это более чем достаточно на коллектив детей в 30 человек, В принципе любое дело, любое классное мероприятие осуществимо, если отношения с родителями неформальные, дружеские. Они, естественно, включаются в воспитательную работу, иногда даже подменяют учителя.
Вот самая распространенная у нас форма такого участия — родители проводят классные часы. «Вытащить» какого-нибудь папу или маму к учительскому столу совсем непросто, Я поняла: им страшно оказаться «не на уровне».
И очень переживают дети, чьи родители ведут этот час. Для ребят необычайно важно, как выглядят их близкие в глазах одноклассников. Но нравственная отдача от таких встреч колоссальная. Вот, к примеру, беседы «Мир моих увлечений», «Лица профессий». Дети из первых рук, от людей, влюбленных в свое дело, узнают о самых разных специальностях.
Чтобы наш союз был крепким, обязательно нужны положительные эмоции, нужны события, которые всем нам дают возможность почувствовать себя коллективом единомышленников, будь то на сборе, посвященном сорокалетию Победы, на новогоднем огоньке», на конкурсе песни. И не только детям, но и взрослым необходимы такие встречи. Родителям приоткрываются сложности учительского труда. Папы и мамы видят собственного ребенка с незнакомой для них стороны. И самое существенное. Родители становятся не только воспитателями одноклассников сына, дочери, но и друг друга.
Д. Д. Огородников. Хочу сказать: то, что в классе решается довольно просто, в масштабах школы сопряжено с определенными трудностями, Иной объем работы. И особенно остро стоит вопрос подбора деятельного, энергичного актива. К сожалению, не все, кто мог бы быть полезен школе, соглашаются работать в родительском комитете. А вроде бы должны понимать: реформа школы — дело всеобщее касается каждого. Когда четыре года назад меня выбрали председателем общешкольного родительского, мне казалось, что решение проблемы простое: побольше мужчин в родительском комитете, и все в порядке. Прежде всего будет кому заняться «трудными» семьями и подростками, стоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Но такое решение, признаю, было следствием некоторой педагогической неграмотности. Правда, с одним вопросом стало легче. Представьте: школа — новостройка, недоделки, нужно обживать и благоустраивать здание. Конечно, на мужчин тут больше надежды. Но выяснилось, в деятельности родительского комитета многое зависит от знания массы дел, которыми приходится заниматься.
Так, в совет по коммунистическому воспитанию должны входить и входят люди, хорошо знакомые с пионерской и комсомольской работой (бывший инструктор райкома комсомола, бывший вожатый и другие). Без преувеличения могу сказать, школа для всех нас стала своеобразным центром микрорайона, в котором мы живем, культурным его ядром. У нас правило: для родителей двери школы никогда не закрываются. Знаю, что большинство школьных спортивных залов пустует после уроков. А у нас зал отдается в распоряжение жителей микрорайона — организованы спортивные секции, сюда родители приходят после работы вместе с детьми. Соревнования, вечера, встречи — все это мы проводим и для старших, и для младших.
Еще родительский комитет частично взял на себя педагогический всеобуч, в основном это беседы об опыте семейного воспитания. И третья наша забота — организация совместного, взрослых и детей, общественно полезного труда и досуга, когда мы вместе с детьми работаем по благоустройству школы или вместе отдыхаем. В самое ближайшее время надеемся реализовать одну идею. На базе прекрасно оснащенного кабинета труда хотим открыть «клуб домашних мастеров», где можно будет поработать вместе большим и маленьким: смастерить полезные для дома вещи, выполнить кое-какие заказы школы. Увлечения некоторых взрослых ремеслом, надеемся, придутся по вкусу и ребятам.
Р. В. Павленко. С интересом слушала я Дмитрия Дмитриевича. Конечно, очень важно для работы в родительском комитете подобрать людей, которые и к общественным делам будут подходить как специалисты. Но для меня истинный «профессионализм» работающего в родительском комитете человека определяется его умением общаться с людьми, прежде всего с детьми. У него обязательно должна быть «педагогическая жилка».
Кто он такой — член родительского комитета сегодня? Человек, который к своей работе в школе относится как к важному партийному, общественному поручению. И это не слова. Мы советуемся в парткоме шефствующего над школой завода (большинство родителей на этом предприятии и работают), когда подбираем людей в родительский комитет. По-другому к такому делу подходить нельзя. И работать против желания нельзя. Только добрая воля, желание быть с детьми, помогать им расти, только сознание своего общественного долга рождают тот душевный подъем, при котором не педагог по должности и образованию добивается успеха в воспитании. Представляете, какое подкрепление получает школа: коллектив общественных воспитателей, взявших на себя многие школьные дела, заботы и решающих их педагогически профессионально.
Е. М. Пахомова. Пример 70-й московской и 14-й томилинской школ еще раз подтверждает мысль Н. К. Крупской о том, что «воспитывают не только отдельные лица, воспитывает весь семейный, весь школьный уклад. Воспитывает улица, воспитывают общественные учреждения, вся окружающая обстановка...» Конечно, микрорайон школы — самое удобное место для активной воспитательной работы, которую могут вести родители-общественники. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы еще раз подтвердили актуальность этого требования. Но как практически превратить мир вокруг школы, двор рядом с домом, — одним словом, «ничейную» пока территорию, на которой довольно часто ребята предоставлены сами себе, в мир, где воспитательная работа продолжается? Ведь как бывает. В школе ребенку хорошо, а вышел за порог, попадает в глухую пустоту. Что с ним, куда направился, где проводит время —
никому не известно. Почему так?
При выяснении оказывается, что есть совет общественности по месту жительства. Только он работает подчас в полном отрыве от школы. Но ведь общешкольный родительский комитет тоже состоит из жителей микрорайона. Почему бы им не объединиться? Договорившись, они нашли бы пути и к другим организациям, занимающимся внешкольным досугом детей, привлекли бы к своим общим делам библиотеку, детскую техническую станцию, дом пионеров и школьников и т. д. Опыт Омска, Пензы и многих других городов подтверждает: задача эта назрела, и она вполне выполнима.
Особо хотелось бы сказать о совместной работе взрослых и ребят в пионерском отряде или комсомольской группе. Есть немало школ, где в советах друзей пионерской организации работают родители. Это 29-я новосибирская,
4-я череповецкая, 17-я вологодская школы. Некоторые общесоюзные пионерские дела и акции («Судьба семьи в судьбе страны», «Орден в твоем доме») вообще трудно представить без непосредственного участия семей. Представители старшего поколения помогают ребятам осознать преемственность традиций народа, причастность каждого гражданина к делам и заботам страны, к истории Отечества и еще то, что у пионера и комсомольца отношение жизни должно быть активным.
М. Г. Машкова. Мне кажется, нет такого направления в школьной воспитательной
работе, где можно было бы обойтись без помощи родительской общественности. И согласна: очень ценно участие родителей в пионерской и комсомольской работе. У нас в школах без родителей не проходит ни Ленинский зачет, ни «пионерская поверка». Ребята отчитываются перед сверстниками и старшими друзьями, как они выполняют свои «личные планы», говорят об учебных делах, рассказывают, как трудились в дни производственной практики и в летнем трудовом отряде. Для школьников выполнение «личного плана» столь же важно, как и для взрослых подведение итогов социалистического соревнования. И хорошо, когда ребята получают и одобрение, и совет старших. В Мытищинском районе немало больших
промышленных предприятий, которые испытывают потребность в кадрах. Сегодня наши ребята — ученики, а завтра кем станет выпускник, какую специальность изберет? Во многом это зависит от семьи. Вот почему в своей работе по профориентации в школах, в общегородских мероприятиях, пропагандирующих рабочие профессии, мы опираемся на семью, трудовые династии, наставников молодежи, ветеранов труда, которые агитируют личным примером, и на родительский актив, конечно. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» говорится о повышении роли родительских комитетов «по содействию семье и школе в воспитании детей и подростков, в усилении влияния родителей на трудовое воспитание учащихся. Настоящего рабочего школа может воспитать, только взяв себе в союзники родителей и семью.
Д. Д. Огородников. Слушаю об интересном опыте, и берет меня досада: почему родительским комитетам, в которых на общественных началах работают очень занятые люди, приходится головы ломать, что-то изобретая, когда уже есть проверенные формы работы? Но где об этом прочитать? Казалось бы, чего проще:
взял книгу, брошюру, просмотрел методические рекомендации — и никаких проблем. Но увы. В помощь родительскому активу почти ничего не издается. А то, что есть, случается, уже устарело.
Директор нашей школы недавно предложил мне познакомиться с разработкой, подготовленной Домом учителя. Оказалось, издана десять лет назад. И вот такими «прописями» до сих пор нам приходится руководствоваться. Конечно, кого-то они, возможно, и устроят. Но реформа школы, определенное ею место родительского актива в работе по дальнейшему совершенствованию воспитания подрастающего поколения обязывают нас перестраиваться, совершенствоваться, искать, какой должна быть наша конкретная помощь педагогам на современном этапе. Как бы хотелось, чтобы при разработке нового примерного Положения о родительских комитетах было учтено все то новое в работе родительского актива, что появилось в последние годы. Нужно, чтобы родители-общественники четко представляли свои права и обязанности, характер работы и т. д.
Л. Н. Алиева. Подобные документы, учитывающие требования реформы школы, нужны и комиссиям содействия семье и школе на предприятиях. В их деятельности тоже много неясностей, например, чисто организационных. Когда мне шесть лет назад предложили возглавить комиссию содействия семье и школе на нашем заводе, выяснилось, похожие существуют при парткоме, месткоме и комитете комсомола. И что поразило, каждая — сама по себе. Может быть, поэтому у нас, как говорится, «у семи нянек дитя без глазу». Всяк, видимо, надеется на соседа: кто-то другой займется, вникнет, сделает, а в итоге — «трудные» семьи, педагогически запущенные дети оказываются вне поля нашего внимания.
Объединившись в одну комиссию, мы выбрали три направления: помощь подшефной школе, работа с неблагополучными подростками и семьями, работа с подростками, которые трудятся на нашем заводе. Чем занимаемся мы в школе? Помогаем в организации внеклассной работы, в профориентации и трудовом обучении. Встречаясь с нашими передовыми рабочими, бывая на предприятии, ребята проникаются трудовым настроем, получают возможность увидеть своих близких в производственной обстановке, в цехах. Такие встречи помогают в формировании положительного отношения к рабочим профессиям. Особое внимание — подросткам. По сведениям подшефной школы, у большинства неблагополучных ребят родители работают в литейном цехе. Мы проанализировали условия, в которых воспитываются дети. Связались с комиссией
по делам несовершеннолетних. И стало ясно, источник ребячьей безнадзорности — безответственность родителей, ненормальные домашние условия. В последние годы выросло число семей, поставленных на профилактический учет. И чаще всего первопричина — пьянство. Принятые недавно документы по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом мы восприняли как руководство к действию. А слова о том, что «необходимо активизировать деятельность трудовых коллективов» по устранению причин и условий, порождающих пьянство, к комиссиям содействия
семье и школе имеют самое непосредственное отношение. Общественное мнение — большая сила. У нас взят курс на индивидуальную работу с каждой семьей. Встречи, беседы... Мы переубеждаем, стыдим, обращаемся к совести, к сознанию, напоминаем о долге перед обществом.
Я. С. Турбовской. А вас удовлетворяют результаты работы?
Л. Н. Алиева. Честно говоря, не всегда. Но вот если помог семье, вернул главу семейства к нормальной трудовой жизни, радуешься, чувствуешь себя поистине счастливым.
Я. С. Турбовской. А задумывались ли, в чем причина малой эффективности вашей работы и неудач?
Л. Н. Алиева. Во-первых, нас очень мало. Иной раз просто времени не хватает
при том объеме забот и дел. А кроме того, многое зависит от педагогического просвещения родителей. Пока в нашем городе, на мой взгляд, оно не на высоте. Проходят в школах по плану беседы, читаются лекции в цехах завода, но все это отдельные мероприятия, а в таком важном деле должна быть система.
Т. М. Нисканен. Я абсолютно согласна. Педагогическое просвещение должно стать одной из главных забот и родительских комитетов. Пока тут не так уж много успехов. Наблюдаешь, как строятся отношения родителей и детей, и невольно думаешь: вот кого прежде всего надо воспитывать — отца и мать, просвещать их по части педагогики. В документах о реформе школы говорится о создании действенной системы педагогического просвещения населения. А это значит — каждого родителя, каждую семью вооружить основами педагогических знаний. Только родительский всеобуч (вдумайтесь в эти слова — обучение всех!) может обеспечить единство воспитательного воздействия семьи и школы. Мы должны дать родителям знания, необходимые для организации жизни детей дома, предупредить их о наиболее распространенных ошибках, привлечь к активному участию в работе по месту жительства. Слова документа о реформе, что «следует усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения», мне думается, должны быть обращены к самой широкой родительской общественности, к родительским комитетам школ в том числе.
В 1983 году Министерство просвещения РСФСР утвердило новую программу педагогического всеобуча. Московский институт усовершенствования учителей ведет большую работу по популяризации этой программы среди педагогов
и родительского актива. Кстати, именно актив нередко берет на себя роль посредника между школой и теми родителями, которые не ходят на лекции педагогических университетов. Редко увидишь их и на собраниях в школе. Это понятно: работа с родителями — дело тонкое, деликатное, требует особого такта, чуткости, избирательности. Одному достаточно порекомендовать посещать университет педагогических знаний. Другому пока по силам поклассный всеобуч. Третьему требуется лекция по какому-то конкретному вопросу. А с кем-то придется повозиться, искать особый подход, тему для разговоров. Особенно удаются родительскому активу конференции отцов, бабушек и дедушек, собрания, посвященные обмену опытом семейного воспитания. В Куйбышевском районе Москвы сложилась интересная система работы с родителями в школах, в том числе особое внимание уделяется педагогической культуре родительского актива.
Н. Е. Щуркова. Безусловно, педагогический всеобуч очень нужное дело уже хотя бы потому, что благодаря ему отношение к учительскому труду стало иным, почти исчезло потребительство: «Вы должны, вы обязаны...» Повысилась ответственность родителей за воспитание детей. Но возник крен в другую сторону. Теперь почему-то родители «должны», «обязаны» помогать школе. Но почему тогда педагоги не помогают дома строить, шить платья, выпекать хлеб?
Не могу я согласиться и с тем, чтобы и без того занятый учитель занимался еще и педагогическим просвещением населения. Всеобуч должен быт централизованным, как это сделано г. Реутове Московской области. Вот уже на протяжении почти шести лет я наблюдаю совершенно уникальный, на мой взгляд, опыт. Всех родителей соответственно тому, в каком классе учится ребенок, распределили по десяти потокам обучения. Помню, какими были первые встречи. Равнодушные, пассивные люди, которых вроде бы заставляли присутствовать (может быть, так и было?). и они отбывали на лекциях нечто вроде наказания. Ныне — нет более внимательных слушателей! Чувствуется, встрече готовятся, задают много вопросов. Что привлекает в реутовском опыте? Четкая, продуманная организация дела. Городской комитет партии, исполком городского Совета народных депутатов, взяв дело в свои руки, поставили его на серьезную основу. Не школу, не учителя обязали, а подобрали лекторов, продумали тематику, а главное, привлекли широкие массы родителей. Лекторы — люди высококвалифицированные, знающие: партийные работники, сотрудники институтов Академии педагогических наук СССР, опытные педагоги. Получилась общегородская система педагогического просвещения населения, создающая основы для таких отношений между школой и семьей, которые обеспечивают единство действий в воспитанник.
Я. С. Турбовской. Но я все-таки не могу согласиться с Надеждой Егоровной, которая утверждает, что школа может обойтись без помощи родителей.
Надо смотреть шире. И родители нужны школе, и она нужна сегодняшней семье. Давно прошли времена, когда школа была просто учебным заведением. Советская школа сегодня — часть общегосударственной системы коммунистического воспитания подрастающих поколений. Школа готовит своих учеников к вступлению в жизнь, к плодотворной деятельности на благо нашего общества. Учреждение такого типа не может вести келейную жизнь, оно должно быть открытым, а это невозможно без участия родительской общественности в жизни школы, в воспитательном процессе.
В какой-то мере, к тому же, родительские комитеты являются связующим звеном между коллективом учителей и семьями учащихся. Но самая главная, конечно, обязанность родительского актива — быть помощником педагогов в организации внеклассной работы. И пропаганда идей школьной реформы для родительских комитетов тоже первостепенная задача,
Общение с родителями своих учеников педагогу необходимо как воздух, без этого он оказывается лишенным очень важной информации. Вот почему помощь родителей школе так необходима. У педагогов и семьи общее поле деятельности. Без их взаимного соучастия жизнь ребенка становится намного беднее. Сознание того, что наши дети растут для общества, для будущего, помогает каждому родителю понять: воспитание — процесс как семейный, так и общественный. И в этом важном деле только содружество, совместная работа может привести к истинному успеху.
Автор: Е. Смолко
Источник: журнал «Семья и школа», 1985 год, 9 номер
Другие материалы номера читайте по ссылке.
Сегодня у школы много помощников. В том числе и родительский актив, на который падает немало забот. Чтобы совместная работа была слаженной и результативной, нужно хорошо понимать друг друга, четко уяснить обоюдные права и обязанности.
В течение ряда лет наш журнал публиковал материалы в помощь родитель-стому активу. Тема, однако, далеко не исчерпана. Реформа школы наметила новые задачи, решение которых возможно только при тесном содружестве родителей и педагогов. Что главное сегодня в этой работе? В каком направлении будут совершенствоваться ее формы? Что делает родителей в школе не гостями, а полноправными участниками педагогического процесса? Каким завтра станет педагогический всеобуч населения? Вот вопросы, которые обсуждали участники «круглого стола», проведенного «Семьей и школой».
Во встрече участвовали:
- председатель комиссии содействия семье и школе Долгопрудненского машиностроительного завода Московской области Любовь Николаевна Алиева;
- директор 8-й школы Калининграда Московской области Ида Самсоновна Авакимова;
- председатель родительского комитета 14-й школы пос. Томилино Московской области Раиса Васильевна Павленко;
- учительница 10-й московской школы Галина Павловна Разумихина; председатель родительского комитета 70-й московской школы Дмитрий Дмитриевич Огородников;
- секретарь Мытищинского горкома комсомола Московской области Любовь Николаевна Алиева;
- директор 8-й школы Калининграда Московской области Ида Самсоновна Авакимова;
- председатель родительского комитета 14-й школы пос. Томилино Московской области Раиса Васильевна Павленко;
- секретарь Мытищинского горкома комсомола Московской области Марина Геннадиевна Машкова;
- доцент МГПИ имени В. И. Ленина Надажда Егоровна Щуркова;
- заместитель директора Центрального методического кабинета воспитательной работы Министерства просвещения РСФСР Елена Михайловна Пахомова;
- заведующая кабинетом воспитательной работы Московского городского института усовершенствования учителей Татьяна Михайловна Нисканен;
- кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией НИИ общей педагогики АПН СССР Яков Семенович Турбовской.
И. С. Авакимова. Реформа школы ставит задачей улучшение всей воспитательной работы в школе. Так вот, родители-общественники в силах помочь учителю в индивидуальной воспитательной. работе с каждым учеником, с каждой семьей. Малыш переступает порог школы. Что знает о нем учитель? Почти ничего. В этом незнании порой источник педагогических ошибок. Как их избежать? Несколько лет назад наши учителя начальных классов впервые пришли в подготовительные группы детских садов, чтобы увидеть, кого вскоре будут учить, узнать особенности характеров малышей, познакомиться с их родителями. Это позволяет заранее предугадать, как будут. складываться у ребенка отношения в школе, — что нужно предпринять уже на первых порах, чтобы переход к школьной жизни был безболезненным.
Так что наше содружество с родителями начинает складываться задолго до того, как ребенок наденет школьную форму.
В личном деле каждого ученика хранится характеристика, первые страницы которой заполнены еще воспитателем детского сада. Потом идут записи, сделанные учителем начальных классов, членами родительского комитета. Мама, папа тоже могут вписать в эту тетрадь несколько строк: «Мой сын любит животных и птиц, держит рыбок. Он с удовольствием помогает мне по хозяйству…» Год от года записи становятся обстоятельнее, и можно проследить, какие перемены происходят в характере ребенка, как идет учеба, как складываются его отношения в коллективе сверстников. Особенно помогают эти записи, когда важно знать истоки тех или иных отклонений в поведении ученика.
Учителя школы постоянно сотрудничают с родительским активом. Нередко именно члены родительского комитета помогают педагогу разобраться в сложной ситуации, встречаются с отцом или матерью, намечают и проводят в жизнь мероприятия во благо ребенка.
Г. П. Разумихина. И все-таки пока в большинстве школ очень однобоко используют помощь родительского актива. Чего ждут от родителей обычно? Вымыть окна, сделать какую-нибудь полку для класса, съездить в качестве сопровождающего на экскурсию, оформить диаграмму или стенд для кабинета, починить мебель. В основном деятельность хозяйственная, и очень мало педагогической. Сегодня же задача формулируется иначе; родительский комитет должен стать помощником учителя в воспитании коллектива детей. А это возможно только при общей заинтересованности порученному делу. Довольно типичная картина; педагог дал поручение, родители его выполнили. А хотелось бы по-другому. Не должно быть у классного руководителя еще одного объекта заботы — взрослых, которых надо вовремя с умом «озадачить». Настоящий, доверительный контакт педагогов с родительским комитетом класса прежде всего предполагает активность взрослых. Конечно, тон должен задать учитель, пробудить активность, что вполне возможно. В моем классе все началось с конкурса семейных газет про осень. Почему семейных? Я понимала, дети четвертого класса самостоятельно еще не смогут сделать красивую газету, обязательно им станут помогать старшие. Так пусть помощь будет явной. И взрослым необходимы такие встречи. Родителям приоткрываются сложности учительского труда. Папы и мамы видят собственного ребенка с незнакомой для них стороны. И самое существенное.
Родители становятся не только воспитателями одноклассников сына, дочери, но и друг друга. Когда они выполнили задание, мне стали ясны отношения в семьях между родителями и детьми и даже между самими взрослыми. Кроме того, конкурс всех подтолкнул к общению. Как только вывесили первую работу, стали звонить друг к другу, спрашивать: «А вы что делаете? У вас как получается?»
Вскоре родительский комитет уже сам предложил мне: «Мы бы хотели провести поход всем классом — дети и взрослые...» В тот день, скажу честно, я в походе отдыхала, потому что двенадцать взрослых, половина - мужчины, это более чем достаточно на коллектив детей в 30 человек, В принципе любое дело, любое классное мероприятие осуществимо, если отношения с родителями неформальные, дружеские. Они, естественно, включаются в воспитательную работу, иногда даже подменяют учителя.
Вот самая распространенная у нас форма такого участия — родители проводят классные часы. «Вытащить» какого-нибудь папу или маму к учительскому столу совсем непросто, Я поняла: им страшно оказаться «не на уровне».
И очень переживают дети, чьи родители ведут этот час. Для ребят необычайно важно, как выглядят их близкие в глазах одноклассников. Но нравственная отдача от таких встреч колоссальная. Вот, к примеру, беседы «Мир моих увлечений», «Лица профессий». Дети из первых рук, от людей, влюбленных в свое дело, узнают о самых разных специальностях.
Чтобы наш союз был крепким, обязательно нужны положительные эмоции, нужны события, которые всем нам дают возможность почувствовать себя коллективом единомышленников, будь то на сборе, посвященном сорокалетию Победы, на новогоднем огоньке», на конкурсе песни. И не только детям, но и взрослым необходимы такие встречи. Родителям приоткрываются сложности учительского труда. Папы и мамы видят собственного ребенка с незнакомой для них стороны. И самое существенное. Родители становятся не только воспитателями одноклассников сына, дочери, но и друг друга.
Д. Д. Огородников. Хочу сказать: то, что в классе решается довольно просто, в масштабах школы сопряжено с определенными трудностями, Иной объем работы. И особенно остро стоит вопрос подбора деятельного, энергичного актива. К сожалению, не все, кто мог бы быть полезен школе, соглашаются работать в родительском комитете. А вроде бы должны понимать: реформа школы — дело всеобщее касается каждого. Когда четыре года назад меня выбрали председателем общешкольного родительского, мне казалось, что решение проблемы простое: побольше мужчин в родительском комитете, и все в порядке. Прежде всего будет кому заняться «трудными» семьями и подростками, стоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Но такое решение, признаю, было следствием некоторой педагогической неграмотности. Правда, с одним вопросом стало легче. Представьте: школа — новостройка, недоделки, нужно обживать и благоустраивать здание. Конечно, на мужчин тут больше надежды. Но выяснилось, в деятельности родительского комитета многое зависит от знания массы дел, которыми приходится заниматься.
Так, в совет по коммунистическому воспитанию должны входить и входят люди, хорошо знакомые с пионерской и комсомольской работой (бывший инструктор райкома комсомола, бывший вожатый и другие). Без преувеличения могу сказать, школа для всех нас стала своеобразным центром микрорайона, в котором мы живем, культурным его ядром. У нас правило: для родителей двери школы никогда не закрываются. Знаю, что большинство школьных спортивных залов пустует после уроков. А у нас зал отдается в распоряжение жителей микрорайона — организованы спортивные секции, сюда родители приходят после работы вместе с детьми. Соревнования, вечера, встречи — все это мы проводим и для старших, и для младших.
Еще родительский комитет частично взял на себя педагогический всеобуч, в основном это беседы об опыте семейного воспитания. И третья наша забота — организация совместного, взрослых и детей, общественно полезного труда и досуга, когда мы вместе с детьми работаем по благоустройству школы или вместе отдыхаем. В самое ближайшее время надеемся реализовать одну идею. На базе прекрасно оснащенного кабинета труда хотим открыть «клуб домашних мастеров», где можно будет поработать вместе большим и маленьким: смастерить полезные для дома вещи, выполнить кое-какие заказы школы. Увлечения некоторых взрослых ремеслом, надеемся, придутся по вкусу и ребятам.
Р. В. Павленко. С интересом слушала я Дмитрия Дмитриевича. Конечно, очень важно для работы в родительском комитете подобрать людей, которые и к общественным делам будут подходить как специалисты. Но для меня истинный «профессионализм» работающего в родительском комитете человека определяется его умением общаться с людьми, прежде всего с детьми. У него обязательно должна быть «педагогическая жилка».
Кто он такой — член родительского комитета сегодня? Человек, который к своей работе в школе относится как к важному партийному, общественному поручению. И это не слова. Мы советуемся в парткоме шефствующего над школой завода (большинство родителей на этом предприятии и работают), когда подбираем людей в родительский комитет. По-другому к такому делу подходить нельзя. И работать против желания нельзя. Только добрая воля, желание быть с детьми, помогать им расти, только сознание своего общественного долга рождают тот душевный подъем, при котором не педагог по должности и образованию добивается успеха в воспитании. Представляете, какое подкрепление получает школа: коллектив общественных воспитателей, взявших на себя многие школьные дела, заботы и решающих их педагогически профессионально.
Е. М. Пахомова. Пример 70-й московской и 14-й томилинской школ еще раз подтверждает мысль Н. К. Крупской о том, что «воспитывают не только отдельные лица, воспитывает весь семейный, весь школьный уклад. Воспитывает улица, воспитывают общественные учреждения, вся окружающая обстановка...» Конечно, микрорайон школы — самое удобное место для активной воспитательной работы, которую могут вести родители-общественники. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы еще раз подтвердили актуальность этого требования. Но как практически превратить мир вокруг школы, двор рядом с домом, — одним словом, «ничейную» пока территорию, на которой довольно часто ребята предоставлены сами себе, в мир, где воспитательная работа продолжается? Ведь как бывает. В школе ребенку хорошо, а вышел за порог, попадает в глухую пустоту. Что с ним, куда направился, где проводит время —
никому не известно. Почему так?
При выяснении оказывается, что есть совет общественности по месту жительства. Только он работает подчас в полном отрыве от школы. Но ведь общешкольный родительский комитет тоже состоит из жителей микрорайона. Почему бы им не объединиться? Договорившись, они нашли бы пути и к другим организациям, занимающимся внешкольным досугом детей, привлекли бы к своим общим делам библиотеку, детскую техническую станцию, дом пионеров и школьников и т. д. Опыт Омска, Пензы и многих других городов подтверждает: задача эта назрела, и она вполне выполнима.
Особо хотелось бы сказать о совместной работе взрослых и ребят в пионерском отряде или комсомольской группе. Есть немало школ, где в советах друзей пионерской организации работают родители. Это 29-я новосибирская,
4-я череповецкая, 17-я вологодская школы. Некоторые общесоюзные пионерские дела и акции («Судьба семьи в судьбе страны», «Орден в твоем доме») вообще трудно представить без непосредственного участия семей. Представители старшего поколения помогают ребятам осознать преемственность традиций народа, причастность каждого гражданина к делам и заботам страны, к истории Отечества и еще то, что у пионера и комсомольца отношение жизни должно быть активным.
М. Г. Машкова. Мне кажется, нет такого направления в школьной воспитательной
работе, где можно было бы обойтись без помощи родительской общественности. И согласна: очень ценно участие родителей в пионерской и комсомольской работе. У нас в школах без родителей не проходит ни Ленинский зачет, ни «пионерская поверка». Ребята отчитываются перед сверстниками и старшими друзьями, как они выполняют свои «личные планы», говорят об учебных делах, рассказывают, как трудились в дни производственной практики и в летнем трудовом отряде. Для школьников выполнение «личного плана» столь же важно, как и для взрослых подведение итогов социалистического соревнования. И хорошо, когда ребята получают и одобрение, и совет старших. В Мытищинском районе немало больших
промышленных предприятий, которые испытывают потребность в кадрах. Сегодня наши ребята — ученики, а завтра кем станет выпускник, какую специальность изберет? Во многом это зависит от семьи. Вот почему в своей работе по профориентации в школах, в общегородских мероприятиях, пропагандирующих рабочие профессии, мы опираемся на семью, трудовые династии, наставников молодежи, ветеранов труда, которые агитируют личным примером, и на родительский актив, конечно. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» говорится о повышении роли родительских комитетов «по содействию семье и школе в воспитании детей и подростков, в усилении влияния родителей на трудовое воспитание учащихся. Настоящего рабочего школа может воспитать, только взяв себе в союзники родителей и семью.
Д. Д. Огородников. Слушаю об интересном опыте, и берет меня досада: почему родительским комитетам, в которых на общественных началах работают очень занятые люди, приходится головы ломать, что-то изобретая, когда уже есть проверенные формы работы? Но где об этом прочитать? Казалось бы, чего проще:
взял книгу, брошюру, просмотрел методические рекомендации — и никаких проблем. Но увы. В помощь родительскому активу почти ничего не издается. А то, что есть, случается, уже устарело.
Директор нашей школы недавно предложил мне познакомиться с разработкой, подготовленной Домом учителя. Оказалось, издана десять лет назад. И вот такими «прописями» до сих пор нам приходится руководствоваться. Конечно, кого-то они, возможно, и устроят. Но реформа школы, определенное ею место родительского актива в работе по дальнейшему совершенствованию воспитания подрастающего поколения обязывают нас перестраиваться, совершенствоваться, искать, какой должна быть наша конкретная помощь педагогам на современном этапе. Как бы хотелось, чтобы при разработке нового примерного Положения о родительских комитетах было учтено все то новое в работе родительского актива, что появилось в последние годы. Нужно, чтобы родители-общественники четко представляли свои права и обязанности, характер работы и т. д.
Л. Н. Алиева. Подобные документы, учитывающие требования реформы школы, нужны и комиссиям содействия семье и школе на предприятиях. В их деятельности тоже много неясностей, например, чисто организационных. Когда мне шесть лет назад предложили возглавить комиссию содействия семье и школе на нашем заводе, выяснилось, похожие существуют при парткоме, месткоме и комитете комсомола. И что поразило, каждая — сама по себе. Может быть, поэтому у нас, как говорится, «у семи нянек дитя без глазу». Всяк, видимо, надеется на соседа: кто-то другой займется, вникнет, сделает, а в итоге — «трудные» семьи, педагогически запущенные дети оказываются вне поля нашего внимания.
Объединившись в одну комиссию, мы выбрали три направления: помощь подшефной школе, работа с неблагополучными подростками и семьями, работа с подростками, которые трудятся на нашем заводе. Чем занимаемся мы в школе? Помогаем в организации внеклассной работы, в профориентации и трудовом обучении. Встречаясь с нашими передовыми рабочими, бывая на предприятии, ребята проникаются трудовым настроем, получают возможность увидеть своих близких в производственной обстановке, в цехах. Такие встречи помогают в формировании положительного отношения к рабочим профессиям. Особое внимание — подросткам. По сведениям подшефной школы, у большинства неблагополучных ребят родители работают в литейном цехе. Мы проанализировали условия, в которых воспитываются дети. Связались с комиссией
по делам несовершеннолетних. И стало ясно, источник ребячьей безнадзорности — безответственность родителей, ненормальные домашние условия. В последние годы выросло число семей, поставленных на профилактический учет. И чаще всего первопричина — пьянство. Принятые недавно документы по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом мы восприняли как руководство к действию. А слова о том, что «необходимо активизировать деятельность трудовых коллективов» по устранению причин и условий, порождающих пьянство, к комиссиям содействия
семье и школе имеют самое непосредственное отношение. Общественное мнение — большая сила. У нас взят курс на индивидуальную работу с каждой семьей. Встречи, беседы... Мы переубеждаем, стыдим, обращаемся к совести, к сознанию, напоминаем о долге перед обществом.
Я. С. Турбовской. А вас удовлетворяют результаты работы?
Л. Н. Алиева. Честно говоря, не всегда. Но вот если помог семье, вернул главу семейства к нормальной трудовой жизни, радуешься, чувствуешь себя поистине счастливым.
Я. С. Турбовской. А задумывались ли, в чем причина малой эффективности вашей работы и неудач?
Л. Н. Алиева. Во-первых, нас очень мало. Иной раз просто времени не хватает
при том объеме забот и дел. А кроме того, многое зависит от педагогического просвещения родителей. Пока в нашем городе, на мой взгляд, оно не на высоте. Проходят в школах по плану беседы, читаются лекции в цехах завода, но все это отдельные мероприятия, а в таком важном деле должна быть система.
Т. М. Нисканен. Я абсолютно согласна. Педагогическое просвещение должно стать одной из главных забот и родительских комитетов. Пока тут не так уж много успехов. Наблюдаешь, как строятся отношения родителей и детей, и невольно думаешь: вот кого прежде всего надо воспитывать — отца и мать, просвещать их по части педагогики. В документах о реформе школы говорится о создании действенной системы педагогического просвещения населения. А это значит — каждого родителя, каждую семью вооружить основами педагогических знаний. Только родительский всеобуч (вдумайтесь в эти слова — обучение всех!) может обеспечить единство воспитательного воздействия семьи и школы. Мы должны дать родителям знания, необходимые для организации жизни детей дома, предупредить их о наиболее распространенных ошибках, привлечь к активному участию в работе по месту жительства. Слова документа о реформе, что «следует усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения», мне думается, должны быть обращены к самой широкой родительской общественности, к родительским комитетам школ в том числе.
В 1983 году Министерство просвещения РСФСР утвердило новую программу педагогического всеобуча. Московский институт усовершенствования учителей ведет большую работу по популяризации этой программы среди педагогов
и родительского актива. Кстати, именно актив нередко берет на себя роль посредника между школой и теми родителями, которые не ходят на лекции педагогических университетов. Редко увидишь их и на собраниях в школе. Это понятно: работа с родителями — дело тонкое, деликатное, требует особого такта, чуткости, избирательности. Одному достаточно порекомендовать посещать университет педагогических знаний. Другому пока по силам поклассный всеобуч. Третьему требуется лекция по какому-то конкретному вопросу. А с кем-то придется повозиться, искать особый подход, тему для разговоров. Особенно удаются родительскому активу конференции отцов, бабушек и дедушек, собрания, посвященные обмену опытом семейного воспитания. В Куйбышевском районе Москвы сложилась интересная система работы с родителями в школах, в том числе особое внимание уделяется педагогической культуре родительского актива.
Н. Е. Щуркова. Безусловно, педагогический всеобуч очень нужное дело уже хотя бы потому, что благодаря ему отношение к учительскому труду стало иным, почти исчезло потребительство: «Вы должны, вы обязаны...» Повысилась ответственность родителей за воспитание детей. Но возник крен в другую сторону. Теперь почему-то родители «должны», «обязаны» помогать школе. Но почему тогда педагоги не помогают дома строить, шить платья, выпекать хлеб?
Не могу я согласиться и с тем, чтобы и без того занятый учитель занимался еще и педагогическим просвещением населения. Всеобуч должен быт централизованным, как это сделано г. Реутове Московской области. Вот уже на протяжении почти шести лет я наблюдаю совершенно уникальный, на мой взгляд, опыт. Всех родителей соответственно тому, в каком классе учится ребенок, распределили по десяти потокам обучения. Помню, какими были первые встречи. Равнодушные, пассивные люди, которых вроде бы заставляли присутствовать (может быть, так и было?). и они отбывали на лекциях нечто вроде наказания. Ныне — нет более внимательных слушателей! Чувствуется, встрече готовятся, задают много вопросов. Что привлекает в реутовском опыте? Четкая, продуманная организация дела. Городской комитет партии, исполком городского Совета народных депутатов, взяв дело в свои руки, поставили его на серьезную основу. Не школу, не учителя обязали, а подобрали лекторов, продумали тематику, а главное, привлекли широкие массы родителей. Лекторы — люди высококвалифицированные, знающие: партийные работники, сотрудники институтов Академии педагогических наук СССР, опытные педагоги. Получилась общегородская система педагогического просвещения населения, создающая основы для таких отношений между школой и семьей, которые обеспечивают единство действий в воспитанник.
Я. С. Турбовской. Но я все-таки не могу согласиться с Надеждой Егоровной, которая утверждает, что школа может обойтись без помощи родителей.
Надо смотреть шире. И родители нужны школе, и она нужна сегодняшней семье. Давно прошли времена, когда школа была просто учебным заведением. Советская школа сегодня — часть общегосударственной системы коммунистического воспитания подрастающих поколений. Школа готовит своих учеников к вступлению в жизнь, к плодотворной деятельности на благо нашего общества. Учреждение такого типа не может вести келейную жизнь, оно должно быть открытым, а это невозможно без участия родительской общественности в жизни школы, в воспитательном процессе.
В какой-то мере, к тому же, родительские комитеты являются связующим звеном между коллективом учителей и семьями учащихся. Но самая главная, конечно, обязанность родительского актива — быть помощником педагогов в организации внеклассной работы. И пропаганда идей школьной реформы для родительских комитетов тоже первостепенная задача,
Общение с родителями своих учеников педагогу необходимо как воздух, без этого он оказывается лишенным очень важной информации. Вот почему помощь родителей школе так необходима. У педагогов и семьи общее поле деятельности. Без их взаимного соучастия жизнь ребенка становится намного беднее. Сознание того, что наши дети растут для общества, для будущего, помогает каждому родителю понять: воспитание — процесс как семейный, так и общественный. И в этом важном деле только содружество, совместная работа может привести к истинному успеху.
Автор: Е. Смолко
Источник: журнал «Семья и школа», 1985 год, 9 номер
Другие материалы номера читайте по ссылке.
Источник институтвоспитания.рф